ВАЖНОЕ НА МИТАПЕ «Тренды в моделях гибких льгот:
итоги всероссийского исследования — 2024»
Исследование практик предоставления льгот от «Б1»
Говоря о текущей ситуации, невозможно не упомянуть дефицит персонала. Коллеги из «Б1» называют цифру от 2.8 до 4.8 млн человек по стране. Средняя укомплектованность штата в компаниях составляет 89%, причем показатель варьируется в зависимости от отрасли и снижается, когда речь идет о рабочих специальностях — именно в рабочих руках работодатели испытывают самую острую потребность. Уровень безработицы, который в 2023 году достиг исторического минимума с 1992 года с показателем 3,2%, в июле 2024 года составил небывалые 2,4% — даже оптимистичнее, чем предрекали эксперты Минэкономразвития (3,1%).
И еще одна востребованная для анализа ситуации метрика — текучесть — составила 20% по рынку. Это достаточно высокий уровень, в то время как на следующий год эксперты прогнозируют его снижение до 16%.
В топе приоритетов–2025 сотрудники HR-функций обозначили поддержание уровня конкурентоспособной заработной платы и повышение уровня лояльности работников. Действительно, проблема нехватки сотрудников тесно связана с задачами привлечения и удержания персонала. Выстроить долгосрочные отношения с сотрудниками работодатели могут, в том числе, при помощи заботы о людях и удовлетворении их индивидуальных потребностей.
Привлекательный и разнообразный социальный пакет — один из эффективных инструментов, через который бизнесы решают задачи привлечения и удержания персонала. Все осложняется тем, что в компаниях сейчас работают очень и очень разные люди: разные поколения, география, семейный статус, отсюда происходят и их отличающиеся потребности. Закрыть ожидания всех сотрудников единым социальным пакетом с фиксированным набором льгот — невозможно. А выигрывает тот, кто дает гибкость.
Предоставление льгот в различных категориях: 2024 vs 2019
На слайде представлен % компаний, предоставляющих льготы в категориях, которые укрупненно обозначила в своем исследовании группа компаний «Б1». Заметный рост присутствует в каждой категории.
Уточним, что в категории «Семья» включено ДМС для родственников, организация детского летнего оздоровительного отдыха и уход за детьми. Среди льгот категории «Финансы» представлены льготные условия на банковские продукты, корпоративный пенсионный план и жилищные программы.
На фоне плавного роста числа компаний, применяющих гибкие льготы, мы видим практически двойной рост показателя за 2024 год. С одной стороны, компании внедряют кафетерий льгот, чтобы более эффективно расходовать бюджет на льготы, а с другой — чтобы дать работникам привлекательный пакет льгот, настроенный под их потребности и актуальный для людей с разным бэкграундом.
Тренды в моделях гибких льгот: итоги всероссийского исследования — 2024
В июне–сентябре 2024 года команды BENEFACTORY и «Подарок в Квадрате» при поддержке экспертов НИУ ВШЭ проводили собственное исследование рынка льгот в России. История этого исследования началась в 2022 году, и значения ряда метрик — 2024 мы сопоставляли со значениями из исследования 2022 года.
- В опросе приняли участие 220 компаний: от PepsiCo, X5 Group, Unilever до VK, Danone, МТС и РЖД.
- Лидерами среди отраслей по активному внедрению гибких льгот стали:
– Розничная торговля — 19% (обусловлено высокой текучестью)
– Информационные технологии — 17%
– Промышленное производство — 9%
- Степень готовности компаний внедрить гибкие льготы такова:
В 2024 году 30% компаний от общего числа респондентов ответили, что уже внедрили программу гибких льгот, в то время как по результатам исследования 2022 года количество таких компаний-респондентов составило 27%. Полученные данные говорят о том, что новый подход к формированию социального пакета становится все более актуальным и востребованным.
Любопытно взглянуть на то, какие модели гибких льгот выбирают компании, которые а) уже внедрили б) только готовятся внедрять гибкие льготы:
Смешанный и смешанно-мотивационный варианты вышли в неоспоримые лидеры. Компании–новички в области гибких льгот активно выбирают именно смешанно-мотивационный подход. Модель с элементами мотивации подразумевает под собой набор базовых льгот, положенных всем сотрудникам, каталог бенефитов на выбор, а также возможность для сотрудников заработать баллы гибких льгот, выполняя задания корпоративной и социальной направленности.
- 52% респондентов, внедряющих кафетерий льгот, планируют реализовать его через маркетплейс льгот и бенефитов. Компании все реже прибегают к компенсационной модели и к прямому заключению договоров с провайдерами льгот, т.к. эти подходы доказали свою непомерную трудозатратность и ригидность.
- Как компании устанавливают лимит баллов кафетерия, начисляемых каждому отдельно взятому сотруднику? Большинство опрошенных — 30% — идут по пути «социального равенства» и начисляют всем сотрудникам фиксированное количество баллов независимо от уровня должности/грейда, стажа, региона работы. Другие компании, 25% и 21% соответственно, устанавливают бюджет гибких льгот согласно внутренней матрице: с учетом уровня должности и региона работы сотрудника.
- Средний бюджет гибких льгот на 1 сотрудника практически не изменился в сравнении с 2023 годом: медианное значение составило 57,6 кРуб в 2024 году против 56,4 кРуб в 2023 году.
- О предпочтениях в выборе льгот можно говорить бесконечно долго, но лучше один раз увидеть, чем сто раз спрашивать сотрудников, куда они «несут» свои баллы:
- Основной метрикой эффективности гибкого социального пакета остается eNPS — уровень удовлетворенности сотрудников (31%), за ней следуют вовлеченность и лояльность сотрудников (24%), а замыкает тройку лидеров коэффициент утилизации льготы (16%).
- Всего 2% компаний-респондентов планируют уменьшить бюджет на гибкие льготы, в то время как остальные компании планируют либо увеличить его, либо сохранить в текущем объеме.
В заключение
Кропотливая работа, проделанная командами BENEFACTORY, «Подарок в Квадрате» и приглашенными экспертами, помогает составить подробную картину того, как выглядят гибкие льготы в России сегодня. Надеемся, что эта информация, которую мы выкладываем в общий доступ, поможет HR- и C&B-экспертам российских компаний выстроить сильные и эффективные социальные пакеты, несущие пользу и для бизнеса, и для каждого отдельно взятого сотрудника компании.
Ряд метрик, не попавших в эту статью, вы найдете в pdf-отчете о результатах исследования моделей гибких льгот. Скачать отчет, заполнив небольшую форму, можно здесь:
Смотреть митап со всеми подробностями и Q&A-сессией:
Тренды в моделях гибких льгот: Итоги всероссийского исследования 2024