11-12 сентября состоялся XVIII Всероссийский саммит по мотивации персонала «C&B Russia Summit 2.0». BENEFACTORY — были✔️, сейчас все расскажем 🤓
Мероприятие прошло масштабно, экспертно, продуктивно — организаторы предусмотрели тематические площадки для практической работы, дискуссий, нетворкинга и мастер-классов. На Саммите традиционно собрались лучшие эксперты компаний-лидеров России.
Повестка Саммита
Кафетерий льгот поможет удержать персонал?
- уровень вовлеченности сотрудников;
- привлечение и удержание персонала;
- усиление бренда работодателя;
- мотивация персонала;
- укрепление корпоративной культуры;
- кафетерий льгот влияет только в комплексе с другими мерами по привлечению и удержанию работников.
«Держи меня крепче»: меры удержания персонала
Когда пора вкладываться в удержание персонала? Когда люди уже уходят, выгоревшие и опустошенные? Когда начинают проваливать среднесрочные цели и теряют запал, не добившись результата? Когда находятся в своей лучшей профессиональной форме и на пике энергии? Когда четко понимают, что в вашей компании уже давит стеклянный потолок и пора выходить на рынок?
Удержание — это не волшебный пластырь, которым к рабочему месту пытаются приклеить сотрудника, одной ногой ушедшего из компании. Эффективное удержание — целый комплекс мер, на 70% — превентивных, — которые создают крепкую связь сотрудника с компанией, начиная с процесса онбординга и заканчивая выходным интервью (да-да, отпускать тоже можно красиво: не сжигая мосты, а пожимая руки после откровенного разговора).
Вот что мы включили в список мер удержания персонала по мнению BENEFACTORY:
- совокупное вознаграждение, отвечающее потребностям сотрудников
- развитая корпоративная культура
- возможность реального развития и роста в компании
- комфорт в работе: от удобного рабочего места до эффективных бизнес-процессов и помогающего (а не мешающего работе) программного обеспечения
Цифровизация как способ удержания
Сотрудник А | Сотрудник B |
---|---|
Получил ИТ-оборудование и доступ в системы в момент трудоустройства | Принят сегодня. Ноут выдадут завтра-послезавтра. Про доступы пока ничего не сказали |
Ознакомили с планом онбординга онлайн. Знает, где, с кем и когда встречи, кому задать | Сказали пока подождать в кабинете, за ним придут и познакомят с отделом. Уже 3 часа ждет, читает корпоративные политики в бумажных папках |
Подружили с цифровым документооборотом: расписаться за ознакомление с политиками, подать заявление на отпуск, подписать документы на изменение ЗП — теперь это не вызовет вопросов | Никак не может отнести заявление на отпуск в департамент по работе с персоналом: все было некогда, а потом и вовсе не приняли, так как не успеют выплатить отпускные в положенный срок |
Знает, где открыть визуализацию организационной структуры компании с ФИО, контактами и отсутствиями | Не знает имен коллег и менеджмента. Не знает, где посмотреть контакты и то, в офисе ли сегодня нужный человек |
Знает, как подготовиться ко встрече с руководителем по постановке / пересмотру / закрытию целей периода: на каком портале, в какой вкладке, что и как нужно заполнить — все интуитивно понятно. Там же увидит % и сумму бонуса | Постановка целей проходит в Excel. Что-то сбили в ячейке, поехали формулы, % выполнения целей не рассчитывается |
Так, небольшая передышка. Но суть вы уже уловили. Продолжаем.
Сотрудник А | Сотрудник B |
---|---|
Приятно удивлен, что совместно с HR проводит процесс пересмотра ЗП для сотрудников своего подразделения в системе онлайн | HR прислали огромный сложный excel для пересмотра ЗП сотрудников его подразделения. Пару раз сбил формулы, все поправили, потом не ту версию файла отправил на утверждение вышестоящему руководителю |
Знает, как дорог компании: в онлайн личном кабинете видит не только расчетные листки, но и свое совокупное вознаграждение в рублях — включая все неочевидные бонусы и преимущества, за которые также платит компания | Знает свой оклад и % премии, считает, что такая крупная компания могла бы ему платить и побольше |
По ссылке из корпоративной почты перешел на привычный онлайн-портал и прошел опрос вовлеченности. Удобно! | Нужно было в какой-то системе пройти опрос вовлеченности. Не разобрался со входом по ссылке, забил и не участвовал в опросе |
Все, что повезло опробовать в работе сотруднику А, возможно с единой HRM-платформой. Она призвана не только процессы сделать четкими и прозрачными, но и сберечь нервы участников этих процессов. Даже подача заявления на отпуск онлайн подарит приятные ощущения, если все настроено органично и интуитивно понятно.
Удобство процессов и работающая (а не номинальная) цифровизация — так компания заботится о своих людях. Сотрудники сильно ощущают вовлеченность (или невовлеченность) компании в «деловой быт», — и люди либо счастливы от происходящего, либо нет. Если нет — это тревожный звоночек, теоретическое начало того самого снежного кома.
С единой HRM-платформой, которая легко интегрируется с кадровой системой, HR-рутина становится удобной и местами даже приятной. BENEFACTORY — именно такая платформа.
Чего хотят клиенты BENEFACTORY в 2024 году?
-
Модуль онбординга и оффбординга
-
Баллы гибких льгот за активность в мероприятиях
Витрина бенефитов, она же — гибкие льготы, кафетерий льгот — один из самых востребованных наших модулей. Компании естественным образом хотят разнообразить соцпакет под запросы сотрудников. Но не соцпакетом единым мы можем мотивировать сотрудника. Элементы соревновательности и сюрприза никогда не помешают. Анализируя начисления на нашей платформе, мы видим, что работодатели начисляют сотрудникам дополнительные баллы гибких льгот за:
- участие в IT-спартакиадах и хакатонах;
- участие в сплавах, марафонах, «Гонке героев», шахматных турнирах;
- корпоративные «Олимпийские игры» — не в спортивном, а производственном формате;
- юбилеи работы в компании;
- амбассадорство бренда.
Чтобы наши клиенты с комфортом администрировали работу с признанием и вознаграждением, мы разработали отдельный модуль, с помощью которого можно начислять баллы за все вышеуказанное, а также к праздничным датам (23 февраля, 8 марта, Новый год, профессиональные праздники).
-
Управление эффективностью деятельности
Целеполагание и управление эффективностью деятельности на основе KPI — еще один способ мотивировать сотрудников и дать им попробовать свои силы в решении развивающих индивидуальных и проектных задач. Более того, на % достижения целей практически всегда завязан финансовый бонус за период. BENEFACTORY активно автоматизирует процесс постановки целей и расчет бонусов для наших клиентов — на нашей платформе это два отдельных модуля. Кстати, некоторые наши клиенты устанавливают взаимосвязь между уровнем достижения целей и суммой баллов гибких льгот: чем выше % достижения целей, тем больше баллов получает сотрудник (разумеется, не вместО бонуса, а вместЕ с ним). В модули мы можем зашить необходимое количество бонусных схем и вариантов расчета, а каждый сотрудник сможет ознакомиться со своей бонусной схемой и принципом расчета бонуса. П-прозрачность!
-
Корпоративный мерч
Бренд работодателя и корпоративная культура крепнут, и это логичным образом продолжается в переходе компании на гибкий персонализированный соцпакет. Вместе с этим работодатели «закольцовывают» эмоциональное взаимодействие с сотрудниками: предлагают им не просто гибкие льготы, а льготы, связанные с компанией. Несколько клиентов пришли к нам с идеей разработки магазина корпоративного мерча. Нас это вдохновило — и мы реализовали эту возможность. Работники могут за баллы приобретать корпоративную атрибутику, ощущать сопричастность с компанией-работодателем и косвенным образом рекламировать бренд, надевая, к примеру, худи или рюкзак с логотипом компании. Кстати, в тренде — минимализм. Помните об этом, вписывая айдентику бренда в дизайн мерча.
-
Благодарность в корпоративной культуре
Добро множится, когда им делятся. Потребность людей благодарить других за поддержку и помощь — естественна, так устанавливается эмоциональная связь между людьми и растет мотивация сотрудников. Поощряя культуру благодарности и признания, компании приходят в BENEFACTORY за внедрением функции «Спасибо». Мы — автоматизируем. Теперь сотрудники наших клиентов могут благодарить друг друга за помощь в проектных задачах, за поддержку в сложных переговорах, за сверхэнтузиазм в подготовке стратсессии. Вариантов сказать «спасибо» — несколько. Мы можем настроить обмен открытками и/или дарение баллов гибких льгот; баллы «спасибо» можно тратить на все доступные сотруднику льготы или только на установленные компанией категории (например, «спасибо» — только на корпоративный мерч или бенефиты категории «Здоровье»).
-
Пересмотр заработных плат
По отзывам наших клиентов, сотрудники высоко ценят прозрачность процесса пересмотра заработных плат: как минимум, когда работодатель делится общими принципами подхода и дает обратную связь об уровне состоявшегося повышения. Это еще один пункт в копилку способов мотивации персонала. Для HR работодателя и менеджеров, участвующих в процессе пересмотра заработных плат, важно удобство этого трудоемкого и крайне значимого процесса.
С начала 2023 года мы реализуем проекты по автоматизации процесса пересмотра заработных плат и отмечаем, что интерес к нему не падает. Чаще всего речь идет о дифференцированном пересмотре зарплат: мы автоматизируем и сбор предложений от линейных менеджеров, и диапазоны изменений, и исключения из правил.
-
Совокупное вознаграждение
В продолжение темы «А сколько я стою?». Один из самых популярных дополнительных модулей, которые мы разработали, следуя за пожеланиями наших клиентов — модуль «Совокупное вознаграждение работника». С его помощью мы показываем сотруднику, насколько он ценен для компании. В рублевом эквиваленте люди видят, в какую сумму обходятся для компании: и это не только окладная часть заработной платы, но и премии, бонусы, индивидуальные компенсации, налоги, взносы, соцпакет, медицинские расходы, пенсионное страхование, затраты на обучение и развитие. Цифра, чаще всего, получается впечатляющая.
Автоматизировать важное
Компания BENEFACTORY начиналась как витрина бенефитов в формате маркетплейса. За почти 20 лет на ИТ-рынке мы выросли в HRM-систему с двумя десятками модулей под самые разные процессы, связанные с вознаграждением, мотивацией и удержанием персонала. Нас выбирают клиенты, которым важно сделать HR-путь своих сотрудников комфортным и вдохновляющим.
Статистика выбора льгот — 2024
Топ-10 категорий гибких льгот в 2024 году возглавил Спорт! Поздравляем эту сильную духом категорию с честной победой: 26% бюджета в 2024 году vs 14% в 2023 году. Прошлогодний лидер рейтинга, категория «Транспорт», потеряла одну позицию: израсходованный бюджет баллов на льготы этой категории составил 19% против 25% в 2023 году. Тройку лидеров замыкают бенефиты категории «Путешествия» — расход баллов снизился с 13% до 9% от общего бюджета на льготы.
По сравнению с предыдущим годом заметно поднялись в топе категории «Маркетплейсы» и «Питание» — по 9% бюджета гибких льгот потрачено на эти бенефиты.
Бэби-бумеры (возраст 60+) завязали с шопингом в супермаркетах (7% vs 18%) и перенаправили баллы на бенефиты категорий «Здоровье» (15% vs 10%) и «Спорт» (13% vs 10%). Несмотря на небольшое снижение в объеме потраченных баллов, самой популярной у старшего поколения остается категория «Транспорт».
Представители поколения «Х», которые сейчас находятся в возрасте 45-59 лет, заметно изменили предпочтения: с «Транспорта» (23% vs 20% бюджета) переключились на «Спорт» (12% vs 30% бюджета).
Представители поколения «Y», которым сейчас 28-43 года, будто прислушиваются к рекомендациям старших коллег: вместо «Транспорта» (24% vs 17% бюджета) и «Супермаркетов» (12% vs 3%) стали чаще выбирать льготы категорий «Спорт» (25% vs 10%). Также у еще молодых, но уже финансово состоявшихся людей популярны «Маркетплейсы», «Путешествия», «Питание» (~10% бюджета на каждую категорию).
Крупные — с населением свыше 500 тыс. человек;
Средние — 200—450 тыс. человек;
Малые — до 150 тыс. человек.
В крупных городах 60% всего бюджета на льготы тратят в 2 основных категориях: «Спорт» и «Здоровье» (включая ДМС, в т.ч. для родственников). Для сравнения, в 2023 году лидерами рейтинга были категории «Транспорт» и «Супермаркеты» (44% бюджета итого), на которые в 2024 году потратили всего 7% бюджета. Предпочтения заметно меняются.
Жители средних городов предпочитают тратить баллы кафетерия на «Спорт» (24% бюджета), «Маркетплейсы» (18%), «Транспорт» (16%). Статистика в целом повторяет прошлогодние графики с небольшим перевесом в пользу «Спорта» и тем, что категорию «Супермаркеты» люди постепенно заменили в своем выборе на «Маркетплейсы».
В малых городах бенефиты категории «Транспорт», от АЗС до транспортных карт, максимально востребованы: 35% бюджета против 26% в прошлом году. 25% бюджета сотрудники тратят на льготы категории «Здоровье», причем 20% из них — траты не на ДМС, а на «Аптечные» карты и карты «Здоровье» и медицинские онлайн-сервисы. «Спорт» с 12% бюджета занимает третью строчку рейтинга. «Путешествия», на которые в прошлом году тратили 20% бюджета, в этом году уложились в скромные 8%.
Выводы
Цифры говорят нам о том, что общие тренды в выборе льгот прослеживаются, но лишь отчасти. Все мы разные, и наши предпочтения отличаются: от возраста к возрасту, от города к городу. Имеют значение уровень дохода, состояние здоровья, темперамент, увлечения, наличие семьи и детей, личные убеждения и философия, круг общения, планы на жизнь. Все эти элементы делают уникальным каждого сотрудника, как делают неповторимым и наш выбор льгот. Поэтому дать людям возможность выбора — значит, постараться услышать потребности каждого. В этом разнообразии и сила гибких льгот. А когда кафетерием льгот управляют за вас — это особый вид удовольствия. Можете попробовать кафетерий льгот в демо-версии — тык сюда для доступа.
Надеемся, нам удалось воспроизвести все полезное из выступления BENEFACTORY на саммите. И даже если вас там не было, то теперь вы ощутили эффект присутствия 🙂 и вся польза до последнего грамма останется в этой статье.
Мы открыты для ваших вопросов — об автоматизации процессов, предпочтениях сотрудников в мире льгот, провайдерах бенефитов, наших возможностях и стоимости услуг. Мы здесь для вас: Elena.Vago@benefactory.ru